Мы в СМИ

Эксперт по IT-технологиям, член набсовета IT-консорциума Антон Марреро не планировал заниматься бизнесом, но, по его собственному признанию, так сложились жизненные обстоятельства. "В 1991 году я работал в КПИ преподавателем предмета "Искусственный интеллект" и считался перспективным молодым специалистом, - рассказал "Обозревателю" Марреро.

– С обретением страной независимости мир изменился. Преподавательской зарплаты в 20 долларов не хватало вообще ни на что, поэтому пришлось оставить работу. Я к тому времени очень хорошо разбирался в программировании, хотел развиваться в этом направлении, но никому не нужны были программы. Несколько лет прошли в поисках нормальной работы и случайных заработках. Но как только я с друзьями нашел первого крупного клиента, заинтересованного в разработке ПО, тут же открыл фирму - это был уже 1995 год".

Первый контракт Антона представлял собой создание автоматизированной системы для агропромышленной биржи. В помещении биржи, за сценой, где размещалось табло для торгов, было несколько комнаток, где и разместилась их молодая компания.

Марреро вспоминает, что проект был тогда довольно сложным и рискованным, и мало кто горел желанием взяться за него.  Но их маленькая дружная компания рискнула, и результат превзошел ожидания: за первый год они заработали примерно по 1,5 тысяч долларов, что по тем временам считалось большими деньгами.
Первые клиенты стали советовать молодых программистов своим знакомым. Заказов было немало, ведь офисы в 90-е массово компьютеризировались, у предприятий появлялись специфические бизнес-процессы.

"Нашим главным преимуществом было то, что мы не писали обычный программный код, а проектировали системы, разрабатывали модель работы предприятия", - говорит Марреро.

По его словам, первый же проект в 1995 году с технической точки зрения дался им легко, чему способствовали системное мышление и привычка работать вместе, полученная еще за время учебы.

"Мы фонтанировали идеями и предложениями, что нравилось заказчикам, которые, кстати, также не знали, в каком направлении двигаться, - рассказал Марреро. -  Фактически, мы росли вместе со своими клиентами, а они росли вместе с нами. Еще тогда я понял, что в бизнесе важны, в первую очередь, люди. Поэтому сделал ставку на интеллектуальный капитал: те партнеры по бизнесу, с которыми я начинал почти 20 лет назад, до сих пор работают со мной. Нельзя все сделать самому, даже если ты гений, нужна команда, эффект синергии".

А вот ведение бизнеса молодой команде в то время представлялось сложным. Молодые предприниматели руководствовались интуицией, основанной на логике. Так как специфических знаний у них не было, пришлось получать бизнес-образование, и их группа была одной из первых, кто получил дипломы MBA в Украине в конце 90-х.

Сейчас Антон с уверенностью говорит, что главное для открытия своего дела - не бояться трудностей, которые преследуют любой бизнес. А еще, по его словам, важно понимать собственную ответственность, ведь вначале от тебя зависит лишь собственное благополучие, но с ростом бизнеса, к этому прибавляется и ответственность за десятки, сотни, а то и тысячи людей, работающих в твоем бизнесе. "И в какой-то момент понимаешь, что работаешь уже вовсе не ради денег", - резюмирует Марреро.

Советы начинающим бизнесменам

- Мой главный совет: нужно заниматься тем делом, которое любишь и в котором разбираешься. Если деятельность не приносит удовольствия либо удовлетворения, вскоре бизнес загнется. Если у вас есть хорошая идея, но вы ничего не понимаете в этом виде деятельности, лучше найти опытного партнера, который уже прошел путь проб и ошибок, чем самому набивать шишки. Кроме того, иногда есть смысл продать и саму идею.

Важна форма реализации задумки. Очень часто спотыкаются именно на этом: отличная идея не превращается в успешный бизнес именно из-за неудачной или непонятной клиенту модели предоставления услуг либо продажи продукта.

Помните, что ваши услуги/продукты поначалу должны быть настолько уникальными, чтобы их можно было продать дорого. Заработок на обороте с минимальной добавленной стоимостью - удел исключительно крупных компаний с "длинными деньгами", а работа за доход, равный зарплате - занятие для наемного сотрудника, а не предпринимателя. Если бизнес не приносит доход (или не начал) и вы не видите, как обратить этот процесс, лучше не тратить время (это ваш важнейший ресурс, который часто дороже денег), и переориентироваться на что-то другое, причем, виды деятельности могут оставаться теми же самыми, просто вы найдете другую их сторону.

Экспериментируйте. В Украине известен пример владельца шинных сервисов для грузовиков, который в момент кризиса выжил за счет того, что начал раздавать шины бесплатно при условии, что дальнобойщик будет платить за каждый километр, который он проехал на этих колесах.

Смотрите в будущее, постоянно представляйте себе, что будет через 1-2 года, 5 лет, 10 лет. Мы зарабатывали в 95 году по 150 долларов в месяц на IT-услугах, но ставили на то, что они будут дорожать, а отрасль - развиваться. Сейчас программист средней руки "на старте" получает в 10 раз больше. Подумайте над тем, что ценится дешево сейчас, но будет дорожать в будущем. И сделайте правильный выбор.

Не стремитесь обрастать активами ради самих активов, так как в любой момент они могут обесцениться, и вы потеряете сразу все. Любое оборудование, транспорт или помещение выгоднее арендовать и работать сразу, чем тратить время на инфраструктуру и деньги на покупку.  Исключение возможно лишь в том случае, если речь идет о действительно уникальном проекте, под который все нужно создавать с нуля. Вы должны зарабатывать на первых порах не на владении собственностью, а именно на предпринимательской деятельности.

С крупными компаниями нужно сотрудничать, а не конкурировать. У любого крупного бизнеса есть виды деятельности, которые он предпочитает передать на аутсорсинг - нужно предложить свои услуги.

Очень важный совет: никогда не работайте с нечестными людьми. Если партнер что-то скрывает, прячет или ворует, лучше с ним расстаться сразу, несмотря ни на что.

И, наконец, идите своим путем. Часто удача и/или упорство важнее любого чужого опыта, всегда привязанного к месту и времени. Рано или поздно вы нащупаете свою "золотую жилу", если будете ее искать.

Источник: интернет-издание "Обозреватель", 13 апреля 2013 года

http://finance.obozrevatel.com/analytics-and-forecasts/32491-formula-uspeshnogo-biznesa.htm

Контакты

г. Киев, проспект Палладина 44, 4 пов. правое крыло

+38 044 323 0080

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.